ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ

 

Песочная терапия, как один из методов аналитической психологии, за счет своих неоспоримых достоинств набирает все большую популярность. Существует два основных направления этого метода – классическая, или юнгианская песочная терапия и интегративная песочная терапия.

Большим успехом пользуется песочная терапия в работе с детьми, так как из-за недостаточно развитого словарного запаса или изобразительных навыков, им часто трудно выразить причины беспокойства.

В работе с детьми преимущественно используется интегративная песочная терапия. Это объясняется тем, что ребенку важно именно поиграть в песочном «мире» и зачастую терапевт тоже принимает на себя в той или иной степени роль какого- то  персонажа. Именно в процессе игры выходит на поверхность бессознательное ребенка. Очень эффективно применение сказкотерапии в сочетании с песочной терапией, если подойти к этому правильно.

Сказки являются естественным способом знакомства с моделями поведения во взрослом мире, помогают ребёнку в простой и доступной детскому пониманию форме справиться со многими проблемами. Правильно подобранная (в идеале, написанная арт-терапевтом под запрос ребенка) сказка, проигранная на песочном подносе, позволяет существенно повысить эффективность метода.

Песочная терапия наиболее успешно применяется для решения таких детских проблем, как страхи, тревожность, агрессия, травма, ревность, комплекс неполноценности, детско-родительские отношения.

А вот для снижения гиперактивности, решения проблем адаптации в коллективе лучше подходят групповые занятия песочной терапии. Рассмотрим подробнее, что же это такое.

В настоящее время в детских учреждениях становятся популярными групповые занятия, как их позиционируют, песочной терапией. Ведут их психологи детских учреждений, иногда просто воспитатели в ДОУ. У многих родителей возникают вопросы и сомнения в эффективности этого метода. В связи с этим необходимо пояснить, что подобные групповые занятия, безусловно, не способны решить отдельные психологические проблемы каждого ребенка (это возможно только в рамках индивидуальных сессий), однако могут оказать на детей положительное воздействие при соблюдении нескольких условий. Во-первых, многое зависит от подготовки и квалификации специалиста, проводящего занятия. Во-вторых, от того, насколько продуманно сформированы группы детей. В третьих, в рамках занятий должна реализовываться определенная цель, решаться определенные задачи, выполняться программа. Если эти условия не соблюдаются, то подобные занятия можно считать просто игрой в песочек под присмотром взрослого.

Итак в результате правильно организованных групповых занятий песочной терапией:

- тренируется мелкая моторика и тактильные ощущения;

- развивается речь, а так же улучшается запоминание и обучение в целом;

- активизируется пространственное воображение, образно-логическое мышление;

- снижается уровень гиперактивности;

- развивается творческий потенциал ребенка, способность позитивного самовыражения;

-  повышается самооценка ребенка и его уверенность в себе;

- развиваются навыки коммуникации и преодоления конфликтов, облегчается адаптация ребенка в коллективе.

Кроме того, песок, являясь природным материалом, прекрасно снимает психоэмоциональное напряжение, успокаивает, снимает стресс, стабилизирует, вызывает положительные эмоции.

Песочная терапия в работе с детьми.

В настоящее время становятся популярными занятия с детьми песочной терапией, многие детские учреждения предлагают эту услугу.

Большинство  родителей, едва услышав слово «терапия», сразу проявляют настороженность или даже недоумение: «Зачем терапия здоровому ребенку?».

В самом деле, что это за терапия такая, в чем ее суть и польза, а также чем она отличается от простой игры в песочек. Давайте рассмотрим эти вопросы подробнее.

Песочная терапия, как один из методов аналитической психологии, завоевывает все большую популярность благодаря мягкости воздействия и экологичности. Если очень коротко и упрощенно, то суть ее в том , что клиент на специальном песочном подносе, используя символические фигурки, строит свою картину мира и затем, вместе с психологом ее анализирует или, если клиент-ребенок, то «проигрывает». Этот метод позволяет решить многие психологические проблемы. С детьми песочная терапия эффективно помогает справиться с тревожностью, страхами, агрессией, травмой, ревностью, комплексом неполноценности, детско-родительскими проблемами.

Но, когда речь идет о песочной терапией с группой детей, то такие занятия носят, скорее, развивающе- игровой характер. Занятия, как и индивидуальная сессия песочной терапии, проводятся дипломированным психологом или арт- терапевтом, с использованием сертифицированного песка, в групповой или индивидуальных песочницах, в зависимости от целей занятия и особенностей группы. При формировании групп психолог учитывает особенности каждого ребенка. Занятие должно быть структурировано определенным образом, сама программа занятий решать конкретные поставленные задачи. В ходе занятия детям, в соответствии с возрастом, в игровой форме предлагается выполнение различных упражнений, решение ситуационных задач (спасти сказочного героя, придумать конец сказки, построить или нарисовать что-либо и т.п.). Занятия песочной терапией отлично подходят для облегчения адаптации ребенка в коллективе, помогают робким и застенчивым и, наоборот, гиперактивным деткам, развивают творческие способности и креативное мышление. Важным моментом здесь является полное отсутствие оценочности, ведь можно неправильно рисовать, петь, лепить (по крайней мере, многие педагоги и родители, к сожалению, внушают это детям), но невозможно «неправильно» играть в песок! Таким образом, песочная терапия способствует поднятию самооценки ребенка, а это очень важно для его психического благополучия.

Итак в результате правильно организованных групповых занятий песочной терапией:

- тренируется мелкая моторика и тактильные ощущения;

- развивается речь, а так же улучшается запоминание и обучение в целом;

- активизируется пространственное воображение, образно-логическое мышление;

- снижается уровень гиперактивности;

- развивается творческий потенциал ребенка, способность позитивного самовыражения;

-  повышается самооценка ребенка и его уверенность в себе;

- развиваются навыки коммуникации и преодоления конфликтов, облегчается адаптация ребенка в коллективе.

Кроме того, песок, являясь природным материалом, прекрасно снимает психоэмоциональное напряжение, успокаивает, снимает стресс, стабилизирует, вызывает положительные эмоции.

Песочная терапия в развивающе – игровом формате для детей.